Соловьёв Владимир Сергеевич

Род. в семье ординарного проф. Московского университета С.М.Соловьева и дочери морского офицера П.В.Соловьевой (в девичестве Романовой) четвертым ребенком. Дед М.В.Соловьев 43 года был настоятелем церкви св. Марии Магдалины и законоучителем Имп. Коммерческого училища. Отцу историку и деду священнику С. посвятил «с чувством живой признательности и вечной связи» свой труд «Оправдание добра». В 1864 г. С. поступил в 3-й класс 1-ой Московской Губернской гимназии, но вскоре стал учеником 5-й гимназии, выделившейся из 1-ой. Гимназический курс окончил в 1869 г. с золотой медалью. Однокашниками С. был Н.И.Кареев, впоследствии историк Западной Европы, одновременно с ним поступивший в ун-т, сын писателя А.Ф.Писемского Павел. С детских лет завязалась дружба С. с Л.М.Лопатиным, впоследствии проф. философии Московского ун-та. В 1869 г. С. поступил на историко-филологический факультет Московского ун-та, написав вступительное сочинение на тему «Шестнадцатый век на Западе и в России» и сдав на «отлично» вступительные экзамены по истории и латинскому языку и на «хорошо» – по древнегреческому. Вскоре он перевелся на отделение естественных наук физико-математического ф-та, сдал экзамены за первый курс и перешел на второй, провалив, однако, экзамен по математике. В 1871-72 гг. происходит идейный перелом в его мировоззрении, связанный с разочарованием в атеистических и позитивистских идеалах «людей шестидесятых годов». Он оставляет физико-математический факультет и готовится к сдаче кандидатских экзаменов по историко-филологическому факультету экстерном. В апреле 1873 г. С. подает прошение на имя ректора об увольнении из числа студентов и о прохождении кандидатских испытаний. В апреле-мае 1873 г. С. проходит 17 кандидатских испытаний и 8 июня 1873 г. утвержден в степени кандидата. На становление философа в университетский период обучения оказали влияние проф. П. Д. Юркевич, А. М. Иванцов-Платонов, затем проф. Духовной Академии Н. П. Гиляров-Платонов, В. Д. Кудрявцев. 1873/74 уч. год провел вольнослушателем в Московской Духовной академии в Сергиевом Посаде, где написал первую статью «Мифологический процесс в древнем язычестве», опубликованную в журнале «Православное обозрение». 24 ноября 1874 г. защитил в СПб. ун-те магистерскую диссертацию «Кризис западной философии. Против позитивистов». Защита получила широкий резонанс в печати, особое внимание обращалось на молодость философа, которому был 21 год. 19 декабря 1874 г. С. был избран доцентом Московского ун-та по кафедре философии, на освободившееся после смерти П. Д. Юркевича место. Одновременно с ним на должность профессора был избран М. М. Троицкий. 28 января 1875 г. лекцией «Метафизика и положительная наука» начались лекции в ун-те по “истории новейшей германской метафизики”. С. привлек к себе внимание общественности тем, что он «дерзнул» противостоять упрочившимся в тогдашней науке идеалам позитивизма (одновременно с С. против позитивизма выступил в актовой университетской речи 12 января 1874 г. «Точные науки и позитивизм» математик В. Я. Цингер) и обратил внимание образованного общества на связь философии, религии и науки. По окончании семестра С. был откомандирован в Лондон, «для изучения в Британском музее памятников, индийской, гностической и средневековой философии». По возвращении из годичной командировки, побывав в Лондоне, Каире, Сорренто и Париже, С. читал в Московском ун-те курс логики и древней философии в осеннем семестре 1876/77 уч. года. С. участвует в кружке «шекспиристов», образованном по инициативе С. и Л.М.Лопатина, гл. обр. из выпускников Поливановской гимназии. На частных квартирах они разыгрывали как шекспировские, так и шуточные пьесы. В 1878 г. одна из таких пьес, “Альсим, или торжество инфернальных сил. Сон студента после 12-го января”, сочиненная В.Е.Гиацинтовым и А.А.Венкстерном, была представлена у Соловьевых в присутствии отца. Сам С. в спектаклях не участвовал, подбодряя артистов своим заразительным смехом, и после домашнего представления у С. М. Соловьева написал третий акт “Альсима”.

В феврале 1877 С. уволился из ун-та из-за несогласия с официальной позицией ун-та (ректором которого был тогда его отец) по вопросу о принятии нового, более консервативного университетского устава, демонстративно поддерживая добрые отношения с проф. кафедры физики Н. А. Любимовым, сотрудником «Русского вестника» М. Н. Каткова, против которого была настроена университетская корпорация. С. переехал в Петербург, где получил место члена Ученого Комитета Министерства народного просвещения. 6 апреля 1880 г. в СПб. ун-те защитил докторскую диссертацию «Критика отвлеченных начал». В 1880-1882 гг. читал лекции в качестве доцента в С.-Петербургском ун-те и на Высших женских курсах. Помимо университетских, С. читал публичные лекции, привлекавшие представителей различных слоев общества: «Чтения о Богочеловечестве» по философии религии в Соляном городке в Санкт-Петербурге в феврале-апреле 1878 г., лекции «О ходе русского просвещения» в Кредитном Обществе в марте 1881 г. В ходе лекции 28 марта 1881 г. он призвал императора Александра III помиловать цареубийц-народовольцев во имя христианского милосердия. Ему было на некоторое время запрещено чтение публичных лекций и в конечном итоге это повлияло и на прекращение университетской карьеры.

С., до конца жизни не имевший собственной семьи, не заимел и собственного дома, проводя жизнь в постоянных странствиях и предпочитая подолгу гостить и работать в имениях своих друзей — в Пустыньке под Петербургом и в Красном Роге Черниговской губ. у С.А.Толстой, в племянницу которой С.П.Хитрово философ был влюблен, в Липягах у Д.Н.Цертелева, в Воробьевке у А.А.Фета и др. Пристанищем после долгих странствий был для него родительский дом в Москве на Пречистенке, куда мать перебирается вскоре после смерти мужа.

Оставив преподавательскую деятельность и уволившись в 1882 г. из Ученого Комитета, С. живет литературно-философским трудом. Широкую общественную известность С. принесла его публицистика 80-х гг., в которой выразилось стремление С. выйти из узких рамок партийного противостояния славянофилов и западников. В двух выпусках сборника «Национальный вопрос в России» (1885, 1891) С. критикует «зоологический национализм» и «духовное крепостничество», отстаивает гражданские свободы, осмысляет историю как универсальный процесс движения к Богочеловечеству, одушевленный Софией-мировой Душой. Мечтой его жизни становится объединение православной и католической церквей, и шире – религиозное единение человечества. Он предпринимает практические шаги к этому: входит в контакт с представителями католического мира, издает в Париже по-французски книгу «Россия и вселенская Церковь» и «Русская идея» (1889), издает в библиотеке Ф. Павленкова биографию пророка Магомеда (1896).

С. участвует в работе основанного в 1885 г. в стенах Московского ун-та Московского психологического общества, публикуется в основанном проф. Н. Я. Гротом в 1889 г. журнале «Вопросы философии и психологии». 19 октября 1891 г. на заседании Московского психологического общества С. выступил с докладом “Об упадке средневекового миросозерцания”, в к-ром объявил, что проводниками духа Христова в истории часто были нехристиане; доклад вызвал скандал, прежде всего, в консервативной и церковной печати и был запрещен к публикации. С 1891 г. С. - редактор отдела философии Энциклопедического Словаря Брокгауза-Ефрона, где им написано около 160 статей. В 90-е годы С. обращается к ревизии своей философской системы, пишет труд по этике «Оправдание добра» (1897), намечает систему логики («Теоретическая философия» (1898-1899)), эстетики (статьи «Красота в природе» (1889) и др., цикл статей о русских поэтах). Последней работой С. становится книга «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории с приложением Краткой повести об антихристе» (1900), в которой он оставляет «серебряному веку» русской культуры пророческие завещания, предугадывающие трагические события будущего века.

С. — один из тончайших лириков, впитавший в себя лучшие традиции Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. В его поэзии более ярко и непосредственно, чем в философских трудах, выразились интуиции и созерцания, связанные с мистическими переживаниями С. Как поэзию, так и философию С. одушевляет идея всеединства мира, в основе которого лежит духовная материя Божества — предвечная София-Премудрость, впавшая в состояние метафизического грехопадения. Мир, идущий от хаоса к Логосу, от состояния распада и тления к софийной теургической красоте, — такова основная космологическая интуиция С. Заимствуя многие идеи у гностиков и западно-европейских мистиков — Я.Беме, Д. Пордеджа, Э. Сведенборга и др., он и сам обладал мистическими наклонностями, интересовался спиритизмом и имел неоднократные видения Софии, записывая ее откровения с помощью медиумического письма. С. стал основателем религиозно-идеалистического направления в русской философии, получившего наименование «метафизики всеединства». Его учениками и последователями были, в частности, проф. Московского ун-та кн. С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Н. Булгаков, прив.-доц. В. Ф. Эрн и др. Проф. П. И. Новгородцев называл С. «блестящим и выдающимся представителем философии права» Его стихи, и в еще большей степени его личность, оказали влияние на поэзию символизма — А.Блока, А.Белого, В.Брюсова, Вяч. Иванова и др.

Жизнь С. окончил в имении П.Н.Трубецкого в с. Узком (ныне в черте Москвы) на руках у своего друга кн. С.Н.Трубецкого. Отпевание состоялось в университетской церкви св. муч. Татианы. Похоронен С. рядом с отцом на кладбище Новодевичьего монастыря.

Сочинения:

  • Полное собрание сочинений и писем. В 20 т. Т. 1. М., 2000; Т. 2. М., 2000; Т. 3. М.,2001. (издание продолжается).
  • Собрание сочинений. В 8 т. СПб., 1902-1904 (т. 1-8);
  • Собр. соч. 2-е изд. В 10 т. СПб., 1911-1913; Т.11 и 12. Брюссель, 1966;
  • Письма В.С.Соловьева в 3 т. СПб., 1908—1911;
  • Свобода воли и причинность // Мысль и слово. Т.Н. 1918-1921;
  • Соловьев Вл. Письма. Т. 4. Пг., 1923;
  • Сочинения. В 2 т. М., Мысль, 1988;
  • Сочинения. В 2 т. М., Правда, 1989;
  • Лекции по истории философии // Вопросы философии. № 6. 1989;
  • «Неподвижно лишь солнце любви...». Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников. М., 1990;
  • Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов-н/Д., 1997.
  • Архивы: РГАЛИ. Ф. 446 (Вл. С. Соловьев); РО ИРЛИ. Ф. 240. Оп. 2. Ед. 159-161; РГИА (Ф. 1120, Соловьевы); РО РГБ (ф. 700 и др.), РО РНБ.

Литература:

  • Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001;
  • Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Прогресс. 1990;
  • Лукьянов С.М. О Вл.С.Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии: В 3-х кн. М., 1990;
  • Мочульский К. В. В. С. Соловьев. Париж, 1936. (переизд. в кн. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995);
  • Соловьев С. М. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977. (переизд.: Соловьев С. М. Владимир Соловьев. Жизнь и творческая эволюция. М., 1997);
  • Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. Т. 1-2. М., 1913. (переизд. – М., 1995);
  • Strémooukhoff D. Vladimir Soloviev et son oeuvre messianique. Strasbourg, 1935 (2-е изд.: Lausanne, 1975);
  • Wenzler L. Die Freiheit und das Bose nach V. Solowiew. München, 1978.