Степин Вячеслав Семенович

в 1956 г. окончил отделение философии исторического факультета Белорусского государственного университета и аспирантуру по кафедре философии того же университета (1959). С 1959 преподаватель, доцент кафедры философии Белорусского политехнического института; с 1974 – на кафедре философии гуманитарных факультетов БГУ: доцент, профессор; 1981 – 1987 – зав. кафедрой. В 1987-88 гг. – директор ИИЕТ АН СССР; с 1988 и по настоящее время – директор ИФ АН СССР (РАН). Зав. кафедрой философской антропологии МГУ. 1965 г. – канд. диссертация «Общеметодологические проблемы научного познания и современный позитивизм»; 1975 г. – доктор. диссертация «Проблема структуры и генезиса физической теории». Член-корр. АН СССР (1987); академик РАН (1994). Иностр. Член Нац. АН Белоруссии (1995), Украины (1999), заслуженный профессор МГУ, почетный доктор Новгородского университета (2000). Почетный доктор Университета г. Карлсруэ (ФРГ) (1998). Председатель научно-редакционного совета «Новой философской энциклопедии» в четырех томах (М., 2000-2001).

Специалист в области теории познания, философии и методологии науки, философии культуры. В 70-80-х гг. разработал концепцию структуры и генезиса научной теории, открыл и описал операцию постороения теории (конструктивного введения теоретических объектов). В рамках этой концепции С. была раскрыта структура оснований науки, показана их взаимосвязь с теориями и опытом. Обосновал идею множества потенциально возможных историй науки и селективной роли культуры в реализации отдельных из них, и становящихся реальной историей науки. Разработал концепцию типов научной рациональности (классический, неклассический, постнеклассический), каждый из которых характеризуется собственным типом рефлексии над наукой и системой идеалов и подходов. Исследовал функции моровоззренческих универсалий культуры, проанализировал соотношение универсалий культуры и философских категорий. Универсалии (категории) культуры функционируют: 1) как формы селективного отбора и трансляции социально-исторического опыта; 2) как категориальная структура сознания в ту или иную историческую эпоху 3) как предельно обобщенная структура человеческого жизненного мира. Система универсалий культуры служит своего рода генетическим кодом каждого вида и типа цивилизации. С. разработал концепцию типов цивилизационного развития (традиционалистский и техногенный), выделив общую для каждого из этих типов систему ценностей, представленную смыслами универсалий культуры, исследовав изменения этих смыслов в ходе исторического развития.

Сочинения:

  • Становление научной теории. Минск, 1976;
  • Природа научного познания. Минск, 1979;
  • Философское познание в динамике культуры // Человек в системе наук. М., 1989;
  • Философская антропология и философия науки. М., 1992;
  • Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации (в соавт.). М., 1994;
  • Философия науки и техники (в соавт.). М., 1996;
  • Цивилизационный выбор России и сценарии мирового развития // Стратегия развития России в третьем тысячелетии. М., 1998;
  • Ценностные основы и перспективы техногенной цивилизации. М., 1999;
  • Теоретическое знание (структура, историческая эволюция). М., 2000